Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних. Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную, доступную среду».
Документы:
Приказ об организации работы по созданию условий по обеспечению доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и закреплении ответственных сотрудников Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:07
Порядок допуска собаки-повадыря в МБДОУ Детский сад № 60 Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:05
Положение по организации сопровождения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:03
Положение об обеспечении условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:02
Положение о комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:02
Инструкция по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:23
Паспорт доступности объекта инфраструктуры Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 16:14
АКТ обследования к Паспорту доступности объекта и предоставляемых на нем услуг
План мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг в МБДОУ «Детский сад № 60» Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 16:18
Порядок обеспечения условий доступности для лиц с ОВЗ
Конвенция о правах детей-инвалидов
Сопутствующая информация:
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
В МБДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с обучающимися. Специально оборудованные учебные кабинеты для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием.
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей и педагогов.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Кабинет педагога-психолога оснащён: дидактическим материалом и играми, сенсорным оборудованием («Дары Фребеля», «Песочный стол»), мультимедийным программным комплексом, ноутбуком.
Оснащен логопедический кабинет. Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
- проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
- проведения индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми (в рамках организации деятельности по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг).
В МБДОУ оборудовано 10 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, средств обучения и воспитания, частично приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, требованиями образовательной программы и ФГОС ДО.
Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей МБДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ПМПк тесно сотрудничает с филиалом ТПМПк.
Фотографии
Специально оборудованные учебные кабинеты для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений обеспечивает максимальную реализацию образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 60» и Адаптированной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО) для детей с ОВЗ (при наличии данного контингента в соответствии с ИПР, заключением ПМПК).
Функциональное использование группового помещения.
¾ проведение совместной деятельности специалистов с различной категорий детей, включая детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
¾ проведение индивидуальной работы;
¾ реализация самостоятельной детской деятельности;
¾ обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей.
Виды деятельности:
Создание условий по ведущим направлениям развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Кабинет педагога-психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия психолога с детьми разного возраста, уровня развития, индивидуальных потребностей.
С учетом основных направлений деятельности педагога-психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
- Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога-психолога.
- Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.
- Консультативная зона – пространство для взаимодействия
- Зона релаксации.
- Работа ведется по следующим направлениям:
- Психопрофилактическая работа
- Психодиагностическая работа
- Сопроводительно-развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и эмоционально-личностная сферы).
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает максимальную реализацию образовательных программ дошкольного образования, включая АООП ДО.
Функциональное использование музыкального зала: проведение индивидуальных ,подгрупповых и фронтальных занятий с детьми , включая обучающихся с ОВЗ.
Виды деятельности:
- индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по музыкальному развитию;
- диагностическое обследование детей с целью определения уровня освоения образовательной области художественно-эстетического развития;
- обеспечение коррекции нарушений развития различной категории детей с ограниченными возможностями здоровья
- целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
- консультирование.
Кабинет учителя-логопеда представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста (в настоящее время в рамках оказания консультационной помощи и предоставления ПДОУ).
Кабинет оснащен литературой, методическими материалами, документацией по сопровождению детей, наглядным развивающим материалом, игровым материалом, настольно-печатными играми, зеркалом, инструментами для постановки звуков, материалами для обследования детей, картотекой развивающего и игрового материала.
Фотографии:
Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий осуществлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, включая детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность учителя – логопеда.
Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в образовательной организации не предусмотрено.
Учебно-методический комплекс (УМК) и библиотечный фонд соответствуют реализуемой в МБДОУ «Детский сад №60» Основной образовательной программой дошкольного образования.
Библиотечный фонд для образования детей располагается:
- в методическом кабинете
- группах детского сада.
Фотографии
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта включают в себя физкультурный зал, спортивную площадку.
Физкультурный зал может быть использован для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений. В настоящее время данное помещение используется и для создания условий по предоставлению ПДОУ в части организации ЛФК.
Открытая спортивная площадка может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий на воздухе. Состоит из площадки для подвижных игр, беговой дорожки. Оборудована стойками с баскетбольными кольцами, стенкой для перелезания, бревном для ходьбы, стенкой для метания.
Все объекты спорта оснащены необходимым спортивным оборудованием для развития основных видов движений по количеству детей: мячи, обручи, гимнастические палки, коррекционные дорожки, модули, дуги для подлезания.
Фотографии:
Объекты спорта включают в себя физкультурный зал, спортивную площадку.
Физкультурный зал может быть использован для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений. В настоящее время данное помещение используется и для создания условий по предоставлению ПДОУ в части организации ЛФК.
Открытая спортивная площадка может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий на воздухе. Состоит из площадки для подвижных игр, беговой дорожки. Оборудована стойками с баскетбольными кольцами, стенкой для перелезания, бревном для ходьбы, стенкой для метания.
Все объекты спорта оснащены необходимым спортивным оборудованием для развития основных видов движений по количеству детей: мячи, обручи, гимнастические палки, коррекционные дорожки, модули, дуги для подлезания.
Фотографии:
Сведения о специальных условиях питания обучающихся
В МБДОУ «Детский сад № 60» организуется сбалансированное 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед и полдник) обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с СанПиН 2.3.2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», технологическими картами согласно десятидневного меню.
Приготовление пищи осуществляется на пищеблоке МБДОУ. Пищеблок оснащён всем необходимым для приготовления пищи оборудованием и уборочным инвентарём.
Организация питания и питьевого режима детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в групповых помещениях. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Педагоги приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
Для организации питьевого режима в каждой группе всегда в наличие кипяченая вода в чайнике, поднос с чашками для питья и поднос для использованных чашек. Предметы располагаются на отдельном столике в уголке дежурных, всегда накрыты чистыми салфетками. Питьевой режим с детьми осуществляет младший воспитатель. Смена кипяченой воды производится по имеющемуся графику.
В зоне ожидания (рецепшен) так же в доступе имеется кипяченая вода.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
П.З.1. МП 2.4.01.62-19.2.4. Гигиена детей и подростков. Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях).
Для постановки ребенка на индивидуальное питание в МБДОУ «Детский сад № 60» родителю (законному представителю) следует обратиться к заведующему с заявлением о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья, предоставив документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания.
Фотографии
Сведения о специальных условиях охраны здоровья обучающихся
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Согласно СП 3.1/2.4.3598-20 разрабатывается:
режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна,
составляется расписание занятий для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени занятий в каждой группе. В период летних каникул проводятся досуговые мероприятия, развлечения.
Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Во время проведения непосредственной образовательной деятельности в обязательном порядке включаются динамические паузы-физкультминутки.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка — обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
В детском саду проводятся спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные).
В детском саду для обеспечения медицинского обслуживания имеется медицинский блок, состоящий из 4-х помещений: медицинского кабинета, процедурного кабинета, изоляторной комнаты. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием. Медицинское обслуживание осуществляется в соответствии с договором между образовательным учреждением и ГБУЗ Детская городская больница № 17. Согласно данному договору в образовательном учреждении предоставляются следующие медицинские услуги:
проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий:
- проведение иммунопрофилактики: осмотр перед прививкой, вакцинация, контроль за состоянием ребенка после прививки (осуществляется только с письменного согласия родителей)
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении
- рекомендации по адаптации и ее коррекции;
- контроль за течение адаптации и проведение медико-педагогической коррекции;
- проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной
- готовности к обучению
- проведение диспансеризации воспитанников:
- проведение профилактических осмотров;
- проведение (совместно с педагогами) скрининг – тестов по выявлению отклонений
- в состоянии здоровья;
- рекомендации по коррекции отклонений в состоянии здоровья;
- проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил;
- осуществление за своевременным прохождением обязательных медицинских осмотров сотрудников ДОУ;
- организация качественного питания в ДОУ (контроль за качеством приготовления пищи на пищеблоке ДОУ, за качеством получаемой продукции, обеспечение витаминизации третьего блюда);
- организация и проведение консультационной работы с родителями (законными представителями), работниками образовательного учреждения.
Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе — сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, досуги).
Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования.
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация.
Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное.
Фотографии
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наименование | Количество, шт. |
учебно-методические пособия | 1 |
счетный материал | 1 |
дидактический стол для проведения песочной терапии | 1 |
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Фотоальбом «Доступная среда в здании»
- Подходы к зданию, пути движения: доступно для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; доступно для инвалидов с нарушениями зрения.
- Беспрепятственный доступ в здание: доступно для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
- Пути движения внутри здания: доступно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата; доступно для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
- Помещения, место обслуживания инвалидов: информация о доступности для инвалидов отсутствует.
- Санитарно-гигиенические помещения: информация о доступности для инвалидов отсутствует.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен в МБДОУ «Детский сад № 60» всем участникам образовательных отношений, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада — имеется альтернативная версия официального сайта для слабовидящих.
Фотографии
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В наличии имеются специальные технические средства: сменное кресло-коляска для удобства перемещения и поддерживающая конструкция для опоры ребенка-инвалида (вертикализатор).
Оборудование кабинета педагога-психолога: ноутбук вместе с медийным проектором, световой стол для рисования песком, светильники с проекцией, ноутбук.
Оборудование музыкального зала: интерактивный экран с проектором, микшерный пульт (звуковое оборудование), акустическая система, микрофоны, детские музыкальные и шумовые инструменты, ноутбук.
Оборудование физкультурного зала: музыкальная колонка, ноутбук, имеются специальные технические средства для развития крупной и мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – тренажеры, массажные мячи, валики и пр.
Оборудование групп: интерактивные сенсорные экраны, музыкальные колонки, ноутбуки, принтеры, массажные коврики и мячи, дидактические пособия для развития мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование логопедического кабинета: интерактивная панель (тачпаинт), пособия для развития мелкой моторики и силы дыхания.