Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60»
г. Нижний Новгород, ул. Ефима Рубинчика, 17А

Доступная среда

Общее описание специальных условий для обучения лиц с ОВЗ

Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних. Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную, доступную среду».

 

Документы:

Приказ об организации работы по созданию условий по обеспечению доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и закреплении ответственных сотрудников Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:07

Порядок допуска собаки-повадыря в МБДОУ Детский сад № 60 Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:05

Положение по организации сопровождения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:03

Положение об обеспечении условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:02

Положение о комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:02

Инструкция по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 14:23

Паспорт доступности объекта инфраструктуры Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 16:14

АКТ обследования к Паспорту доступности объекта и предоставляемых на нем услуг

План мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг в МБДОУ «Детский сад № 60» Документ подписан электронной подписью Идентификатор ЭП: 2EAECD8DA9B4C2B1BE8FCFC06A04600CDDAAF2D1 Подписал(а): Каюмова Равиля Аббясовна Должность: Старший воспитатель Дата и время: 10.10.2023 16:18

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (с изменениями и дополнениями)

Порядок обеспечения условий доступности для лиц с ОВЗ

Конвенция о правах детей-инвалидов

Конвенция о правах ребенка

 

Сопутствующая информация:

Специально оборудованные учебные кабинеты
Адрес места нахождения
603040, г. Нижний Новгород, ул. Ефима Рубинчика, 17А
Наименование специально оборудованного учебного кабинета
Специально оборудованные учебные кабинеты
Оснащенность специально оборудованного учебного кабинета

В МБДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с обучающимися. Специально оборудованные учебные кабинеты для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием.

В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей и педагогов.

Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Кабинет педагога-психолога оснащён: дидактическим материалом и играми, сенсорным оборудованием («Дары Фребеля», «Песочный стол»), мультимедийным программным комплексом, ноутбуком.

Оснащен  логопедический кабинет. Кабинет учителя-логопеда предназначен для:

  • проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
  • проведения индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми (в рамках организации деятельности по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг).

 

В МБДОУ оборудовано 10 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, средств обучения и воспитания, частично приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, требованиями образовательной программы и ФГОС ДО.

Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ. Целью  ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей МБДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ПМПк тесно сотрудничает с филиалом   ТПМПк.

 

Фотографии

Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные учебные кабинеты для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий
Адрес места нахождения
603040, г. Нижний Новгород, ул. Ефима Рубинчика, 17А
Наименование приспособленного объекта для проведения практических занятий
Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий
Оснащенность приспособленного объекта для проведения практических занятий

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений  обеспечивает максимальную реализацию образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 60» и Адаптированной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО) для детей с ОВЗ (при наличии данного контингента в соответствии с  ИПР, заключением ПМПК).

Функциональное использование группового помещения.

¾    проведение совместной деятельности специалистов с различной категорий детей, включая детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

¾    проведение индивидуальной работы;

¾    реализация самостоятельной детской деятельности;

¾    обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей.

Виды деятельности:

Создание условий по ведущим направлениям развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

 

Кабинет педагога-психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия  психолога с детьми разного возраста, уровня развития, индивидуальных потребностей.

С учетом основных направлений деятельности педагога-психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

  • Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога-психолога.
  • Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.
  • Консультативная зона – пространство для взаимодействия
  • Зона релаксации.
  • Работа ведется по следующим направлениям:
  • Психопрофилактическая работа
  • Психодиагностическая работа
  • Сопроводительно-развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и эмоционально-личностная сферы).  

 

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает максимальную реализацию  образовательных программ дошкольного образования, включая АООП ДО.

Функциональное использование музыкального зала: проведение индивидуальных ,подгрупповых и фронтальных занятий с детьми , включая обучающихся с ОВЗ.

Виды деятельности:

  • индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по музыкальному развитию;
  • диагностическое обследование детей с целью определения уровня освоения образовательной области художественно-эстетического развития;
  • обеспечение коррекции нарушений развития различной категории детей с ограниченными возможностями здоровья
  • целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
  • консультирование.

 

Кабинет учителя-логопеда представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста (в настоящее время в рамках оказания консультационной помощи и предоставления ПДОУ).

Кабинет оснащен литературой, методическими материалами, документацией по сопровождению детей, наглядным развивающим материалом, игровым материалом, настольно-печатными играми, зеркалом, инструментами для постановки звуков, материалами для обследования детей, картотекой развивающего и игрового материала.

 

Фотографии:

Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий осуществлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, включая детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность учителя – логопеда.

Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в образовательной организации не предусмотрено
Наименование объекта
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в образовательной организации не предусмотрено
Адрес места нахождения объекта
603040, г. Нижний Новгород, ул. Ефима Рубинчика, 17А
Площадь объекта, м2
Отсутствует
Количество мест
Отсутствует
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в образовательной организации не предусмотрено.

Учебно-методический комплекс (УМК) и библиотечный фонд соответствуют реализуемой в МБДОУ «Детский сад  №60» Основной образовательной программой дошкольного образования.  

Библиотечный фонд  для образования детей  располагается:

  • в методическом кабинете
  • группах детского сада.

 

Фотографии

Методический кабинет
Групповые помещения
Групповые помещения
Физкультурный зал
Наименование объекта
Физкультурный зал
Адрес места нахождения объекта
603040, г. Нижний Новгород, ул. Ефима Рубинчика, 17А
Площадь объекта, м2
114,3
Количество мест
Отсутствует
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта включают в себя физкультурный зал, спортивную площадку.

Физкультурный зал  может быть использован для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений. В настоящее время данное помещение используется и для создания условий по предоставлению ПДОУ в части организации ЛФК.

Открытая спортивная площадка может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий на воздухе. Состоит из площадки для подвижных игр,  беговой дорожки. Оборудована стойками с баскетбольными кольцами, стенкой для перелезания, бревном для ходьбы,  стенкой для метания.

Все объекты спорта оснащены необходимым спортивным оборудованием для развития основных видов движений по количеству детей: мячи, обручи, гимнастические палки, коррекционные дорожки, модули, дуги для подлезания. 

 

Фотографии:

Спортивная площадка
Наименование объекта
Спортивная площадка
Адрес места нахождения объекта
603040, г. Нижний Новгород, ул. Ефима Рубинчика, 17А
Площадь объекта, м2
173
Количество мест
Отсутствует
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта включают в себя физкультурный зал, спортивную площадку.

Физкультурный зал  может быть использован для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений. В настоящее время данное помещение используется и для создания условий по предоставлению ПДОУ в части организации ЛФК.

Открытая спортивная площадка может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий на воздухе. Состоит из площадки для подвижных игр,  беговой дорожки. Оборудована стойками с баскетбольными кольцами, стенкой для перелезания, бревном для ходьбы,  стенкой для метания.

Все объекты спорта оснащены необходимым спортивным оборудованием для развития основных видов движений по количеству детей: мячи, обручи, гимнастические палки, коррекционные дорожки, модули, дуги для подлезания. 

 

Фотографии:

Пищеблок
Наименование объекта
Пищеблок
Адрес места нахождения объекта
603040, г. Нижний Новгород, ул. Ефима Рубинчика, 17А
Площадь объекта, м2
203,55
Количество мест
Отсутствует
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ «Детский сад № 60» организуется сбалансированное 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед и полдник) обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,  в соответствии с СанПиН 2.3.2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», технологическими картами согласно десятидневного меню.

Приготовление пищи осуществляется на пищеблоке МБДОУ. Пищеблок оснащён всем необходимым для приготовления пищи оборудованием и уборочным инвентарём.

Организация питания и питьевого режима детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в групповых помещениях. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Педагоги приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.

Для организации питьевого режима в каждой группе всегда в наличие кипяченая вода в чайнике, поднос с чашками для питья и поднос для использованных чашек. Предметы располагаются на отдельном столике в уголке дежурных, всегда накрыты чистыми салфетками. Питьевой режим с детьми осуществляет младший воспитатель. Смена кипяченой воды производится по имеющемуся графику. 

В зоне ожидания (рецепшен) так же в доступе имеется кипяченая вода.

 Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

П.З.1. МП 2.4.01.62-19.2.4. Гигиена детей и подростков. Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях).

Для постановки ребенка на индивидуальное питание в МБДОУ «Детский сад № 60» родителю (законному представителю) следует обратиться к заведующему с заявлением о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья, предоставив документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания. 

 

Фотографии

Медицинский кабинет
Наименование объекта
Медицинский кабинет
Адрес места нахождения объекта
603040, г. Нижний Новгород, ул. Ефима Рубинчика, 17А
Площадь объекта, м2
6,8
Количество мест
Отсутствует
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Согласно СП 3.1/2.4.3598-20 разрабатывается:

режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна,

составляется расписание занятий для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени занятий в каждой группе. В период летних каникул проводятся досуговые мероприятия, развлечения.

Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Во время проведения непосредственной образовательной деятельности в обязательном порядке включаются динамические паузы-физкультминутки.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка — обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

В детском саду проводятся спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные).

В детском саду для обеспечения медицинского обслуживания имеется медицинский блок, состоящий  из 4-х помещений: медицинского кабинета, процедурного кабинета, изоляторной комнаты.  Медицинский    кабинет оснащен необходимым оборудованием. Медицинское обслуживание осуществляется в соответствии с договором между образовательным учреждением и ГБУЗ Детская городская больница № 17.    Согласно данному договору в образовательном учреждении предоставляются следующие  медицинские услуги:

проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий:

  • проведение иммунопрофилактики: осмотр перед прививкой, вакцинация, контроль за состоянием ребенка после прививки (осуществляется только с   письменного согласия родителей)
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении
  • ­рекомендации по адаптации и ее коррекции;
  • контроль за течение адаптации и проведение медико-педагогической коррекции;
  • проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной
  • готовности к  обучению
  • проведение диспансеризации воспитанников:
  • проведение профилактических осмотров;
  • ­проведение (совместно с педагогами) скрининг – тестов по выявлению отклонений
  • в состоянии здоровья;
  • ­рекомендации по коррекции отклонений в состоянии здоровья;
  • ­проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников  и  уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением  закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил;
  • осуществление за своевременным прохождением обязательных медицинских осмотров сотрудников  ДОУ;
  • организация качественного питания в ДОУ (контроль за качеством приготовления пищи на пищеблоке ДОУ, за качеством получаемой продукции, обеспечение витаминизации третьего блюда);
  • организация и проведение консультационной работы с родителями (законными представителями),  работниками образовательного учреждения.

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе — сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, досуги). 

Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников  осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования.

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация.

Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников в   ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное.

 

Фотографии

Приспособленные средства обучения и воспитания обучающихся
Наименование Количество, шт.
учебно-методические пособия 1
счетный материал 1
дидактический стол для проведения песочной терапии 1

Фотоальбом «Доступная среда в здании»

  • Подходы к зданию, пути движения: доступно для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; доступно для инвалидов с нарушениями зрения.
  • Беспрепятственный доступ в здание: доступно для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
  • Пути движения внутри здания: доступно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата; доступно для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
  • Помещения, место обслуживания инвалидов: информация о доступности для инвалидов отсутствует.
  • Санитарно-гигиенические помещения: информация о доступности для инвалидов отсутствует.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен в МБДОУ «Детский сад № 60» всем участникам образовательных отношений, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада — имеется альтернативная версия официального сайта для слабовидящих.

 

Фотографии

Показать все ресурсы
https://minobr.government-nnov.ru/ - Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
https://нижнийновгород.рф/Municipalitet/management/structure/3 - Департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода
https://edu.gov.ru/ - Министерство Просвещения РФ
http://www.edu.ru/ - Федеральный портал "Российское образование"
http://window.edu.ru/ - Информационная система "Единое окно доступа к информационным ресурсам"
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
https://pochemu4ka.ru/load/16 - Развивающий сайт для дошкольников
https://www.deafworld.ru/ - Сайт "Страна глухих"
http://aytenok.ru/ - Помощь детям с аутизмом. Книги для детей с аутизмом.
http://ovz.zabedu.ru/ - Информационный портал для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В наличии имеются специальные технические средства: сменное кресло-коляска для удобства перемещения и поддерживающая конструкция для опоры ребенка-инвалида (вертикализатор).

Оборудование кабинета педагога-психолога: ноутбук вместе с медийным проектором, световой стол для рисования песком, светильники с проекцией, ноутбук.

Оборудование музыкального зала: интерактивный экран с проектором, микшерный пульт (звуковое оборудование), акустическая система, микрофоны, детские музыкальные и шумовые инструменты, ноутбук.

Оборудование физкультурного зала: музыкальная колонка, ноутбук, имеются специальные технические средства для развития крупной и мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – тренажеры, массажные мячи, валики и пр.

Оборудование групп: интерактивные сенсорные экраны, музыкальные колонки, ноутбуки, принтеры, массажные коврики и мячи, дидактические пособия для развития мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование логопедического кабинета: интерактивная панель (тачпаинт), пособия для развития мелкой моторики и силы дыхания.

 

Фотографии

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат отсутствуют
Количество жилых помещений в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует
Количество жилых помещений в интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует